19.04.2017.

«Театральный перекресток»: история одного перевоплощения. В гостях у Клуба – заслуженный артист России Сергей Блохин: «Правда – одна», 31.03.2017


«Театральный перекресток» - это клуб любителей театра, 
место встречи театралов и профессионалов. 
Возраст значения не имеет!
Как создается целостность спектакля, что в конечном итоге влияет на наше эмоциональное, интеллектуальное, душевное восприятие? 
Клуб «Театральный перекресток» для всех тех, кто хочет в этом разобраться.
«Театральный перекресток» - это встречи зрителей и создателей спектаклей, в результате которых 
мы попытаемся узнать о театре что-то новое…
 
 
Как вы думаете, какой из спектаклей один из самых любимых у членов клуба «Театральный перекресток»? Спектакль, который наши перекресточники смотрели не один раз? Да! «Третья правда, или История одного преступления» по пьесе современного драматурга Ольги Михайловой в постановке Вадима Данцигера (г. Москва). Мы, действительно, смотрели его не один раз. И обсуждали. И нам всегда казалось, что мы что-то «не досказали» друг другу про спектакль, что-то важное не прозвучало. И снова шли в театр на «Третью правду…». А в марте… снова продолжили разговор об этой постановке с заслуженным артистом России Сергеем Блохиным, исполняющим роль Петра Аркадьевича Столыпина.

Поскольку спектакль «Третья правда, или История одного преступления» - один из любимых наших спектаклей, а Сергей Блохин – один из любимых наших артистов, то и разговор наш сам собой принял форму обмена мнениями, впечатлениями, эмоциями.

Члены клуба «Театральный перекресток»:
 
- Для меня иногда сцены, где шла речь о политике, были несколько тяжелы.
- А где вы увидели сцены о политике?
- Для Столыпина и Толстого – это вопросы жизни и смерти.
- Для меня важно было то, что каждый из персонажей абсолютно искренен в своих убеждениях и мыслях.
- Это скорее, философские разговоры, а не политические. И вопрос о частной собственности на землю – не политический, а философский.

- Мне было очень интересно слушать и слышать именно то, о чем говорили Столыпин и Толстой. В артистах видишь не исторических персонажей, а живых людей. И, действительно, их искренность, убежденность подкупают.

- Я согласна. Да, мы все понимаем, что перед нами Петр Столыпин и Лев Толстой. Но… Пьеса ли так написана, спектакль ли так поставлен, артисты так играют, что мы воспринимаем и Столыпина, и Толстого как живых людей. Наших современников. Когда Столыпин берет девочку на руки, выходит в зал – становится страшно. Если знаешь о девяти покушениях на Столыпина…

- Мне очень нравится этот спектакль. Я его смотрела несколько раз. И всегда с удовольствием. Сначала спектакль удивил. В Нижнем Новгороде нет таких спектаклей. Причем мне нравится всё. И сценография удивительная, этот столыпинский вагон… Как сделаны диалоги между Столыпиным и Толстым. Потрясающий финал. Когда герои едут по кругу и поют… Сильный финал. Этот спектакль нужен нашему городу. Он про сегодняшний день.

- Мне еще кажется, что самый главный плюс спектакля – это его гармоничность во всем. В спектакле гармоничен баланс между двумя историями: Столыпина с Толстым и Марьи Крюковой с адвокатом. Баланс между серьёзным и ироничным. Это важно, на мой взгляд, именно в таком спектакле.

- Сейчас изучаю творчество Максима Горького («по долгу службы»). Так в пьесах Горького достаточно много историй, похожих на историю Марьи Крюковой. Это, конечно, ужасно, но читаешь, и тебя уже не так шокируют подобные сюжеты. А в контексте этого спектакля данная тема звучит совсем иначе. Очень гнетущее ощущение. При этом, финал мне показался… обнадеживающим. За что спасибо вам огромное.
 
Как вы понимаете, это «выбранные места» из диалога с артистом. Сергей Валерьевич Блохин дополнял, рассказывал, делился своими впечатлениями о роли и о постановке.
 
- Я очень люблю этот спектакль, - рассказывал Сергей Валерьевич. - Хотя все начиналось не так просто. Признаться, я впервые репетировал таким способом. Мы же понимали, что материал хороший. Но он сложный для восприятия зрителями. Поэтому мы просто сели за стол - и все вместе придумывали так называемые «игровые моменты». Могу даже перечислить: сцена с пистолетом, с зонтами, сон - препарирование Толстого (кстати, на некоторых фестивалях, в которых мы принимали участие с этим спектаклем, некоторые театральные критики именно за эту сцену нас «ругали»), китайская «гимнастика»…
 
Мы все прониклись материалом. И с каждой репетицией все больше влюблялись в своих персонажей. Нас все больше и больше увлекали материал, тема. Хотя, мне кажется, в этом спектакле много смыслов. И каждый зритель находит что-то для себя интересное, главное. То, что именно его волнует на данный момент.
 
Я про своего персонажа могу сказать… Да, Петр Столыпин – историческая личность. Не такая однозначная. Но… Татьяна Васильевна не даст соврать (Татьяна Васильевна Цыганкова – почетный член клуба «Театральный перекресток», постоянный эксперт клуба, заместитель директора Нижегородского театрального училища им. Е. Евстигнеева), нас так учили: надо уметь оправдывать своего персонажа. Я много читал о Столыпине. И я… с ним полностью согласен. Вы говорите о частной собственности на землю. И что? Родился я в поселке Катунки и прекрасно помню, какие богатые колхозы были тогда, когда я был еще маленьким. Частной собственности не было. А что сейчас? Почти все запущено. И так по многим вопросам, по которым спорят Столыпин и Толстой.
 
И, в первую очередь, мне, конечно, хотелось, чтобы Столыпина воспринимали прежде всего как человека с его достоинствами и недостатками, с его радостями и болью. А не как политическую фигуру. До сих пор меня будоражит и мой герой, и сам спектакль. Для меня – правда одна (улыбается Сергей Блохин).
 
Кстати, на спектакль приезжала Ольга Михайлова – автор пьесы. И ей очень понравился наш спектакль. Да, на сцене два живых человека, которые не просто читают письма друг к другу. Ольга Михайлова была приятно удивлена: у пьесы есть еще и такие возможности постановки. Приятно. Мне кажется, это очень современный спектакль…
 
И спасибо вам, что вы приходите к нам в театр. Спасибо за ваши впечатления об этом спектакле. Я понял сегодня, что все не зря. Не зря мы выходим на сцену. Спасибо вам…

Татьяна Васильевна Цыганкова внимательно слушала одноклубников. Иногда кивала положительно головой, порой удивлялась…
- Друзья, а почему вы так боитесь говорить о политике? Так сторонитесь ее? – задала она вопрос. – Хотя я уверена, что спектакль не совсем об этом. Но… В этом злободневность пьесы. Автор попал в самое яблочко. Поэтому и «третья правда», поэтому и рельсы, идущие параллельно друг другу, которые никогда не пересекутся. Столыпин спорит с Толстым о важных для всех нас проблемах, жизненно важных, а жизнь простых людей идет своим чередом. И так продолжается и сейчас…
 
Резюмировала разговор руководитель литературно-драматической части театра Тамара Егоровна Яровикова, процитировав театрального критика из Санкт-Петербурга, главного редактора Санкт-Петербургского театрального журнала Марину Юрьевну Дмитревскую. Марина Юрьевна видела спектакль и написала о нем рецензию в журнале. Вот цитата из ее рецензии «Три правды, папаша»: «С. Блохин и А. Мюрисеп играют, что называется, «на веселом глазу». Играют не Столыпина и Толстого, они блистательно играют в Столыпина и Толстого, увлеченно и органично, с полным пониманием кидаясь в диспут. Носители могучих идей — живые люди, а главное — не устарели их идеи. Российская жизнь по-прежнему стоит тяжелым вагоном на непроложенных рельсах, и артисты прекрасно понимают трагизм спора. Ведь Марья-то, олицетворяющая русский народ, тем временем повесилась от тоски и безысходности….»