18.04.2017.

На «Театральном перекрестке» - заслуженный артист России Юрий КОТОВ: «Калигулу» репетировали на телепатическом уровне…», 16.02.2017

 
«Театральный перекресток» - это клуб любителей театра, 
место встречи театралов и профессионалов. 
Возраст значения не имеет!
Как создается целостность спектакля, что в конечном итоге влияет на наше эмоциональное, интеллектуальное, душевное восприятие? 
Клуб «Театральный перекресток» для всех тех, кто хочет в этом разобраться.
«Театральный перекресток» - это встречи зрителей и создателей спектаклей, в результате которых 
мы попытаемся узнать о театре что-то новое…
 
 
В феврале в гостях у «Театрального перекрестка» был один из любимых нижегородцами артистов – заслуженный артист России Юрий КОТОВ!
 

Несмотря на то что в основном члены нашего клуба – зрители молодые, и не успели в силу возраста посмотреть культовые для нашего театра постановки, тем не менее, историю театра они знают. А перед встречей с Юрием Михайловичем познакомились со всеми его ролями: князь Мышкин - «Настасья Филипповна», Меркуцио - «Ромео и Джульетта», Тихон - «Гроза», Ракитин - «Месяц в деревне», Счастливцев - «Лес», Роберт Локамп - «Три товарища», Чичиков - «Похождения г-на Ч.», Гамлет - «Гамлет», Алексей Иванович - «Игрок»… Можно долго перечислять. И, конечно же, знают, что Юрий Михайлович Котов исполнял роль Калигулы в спектакле «Калигула».
 
Как только Юрий Котов вошел в зал (наши встречи проходят в репетиционном зале), первый вопрос был именно о роли Калигулы… С одной стороны, неожиданно и удивительно. С другой стороны, логично: сегодня режиссеры в нашем городе редко обращаются к жанру экзистенциональной драмы, а молодым зрителям любопытно. Как?
 
- С Василием Федоровичем было всегда работать интересно. Мне кажется, мы понимали друг друга с полуслова. Иногда без слов… Иногда спорили. Думаешь о роли, приходят некие решения. Мы были молодые на «Калигуле»… Буквально за несколько минут обговорили сцену с артистами: «Василий Федорович, можно покажем сейчас одну сцену?» Это довольно часто происходило (улыбается). «Пожалуйста». Показываем. И что-то не идет. Василий Федорович вскакивает с кресла: «Видите, Юра. Не получается!» «Ну, мы же еще не отрепетировали, не сыгрались…».
 

Надо сказать, что Юрий Котов работает так над каждой ролью. Всегда предлагает режиссерам что-то свое. Режиссеры реагируют по-разному. Василий Федорович любил артистов. И какая бы концепция ни сложилась у него в голове, всегда шел именно от артистов. Поэтому этот эпизод лишь доказывает тонкость и открытость взаимоотношений между режиссером и артистами. Юрий Котов вспоминает об этом с улыбкой.
 
По его же собственному признанию, как только начинаешь работать над ролью, откуда-то сами приходят мысли, решение. И их всегда у Юрия Михайловича много. Кажется, он круглыми сутками живет ролью во время всего репетиционного процесса. Подходит к ней с разных сторон: скрупулезно изучает своего героя, «отходит» от него на расстояние, чтобы еще раз посмотреть со стороны. И поток мыслей…
 
- Помню момент, когда шли репетиции «Калигулы». Я отводил Филиппа в школу (Филипп Котов – сын актерской пары Юрия Котова и Елены Турковой, сегодня артист Московского театра «На Таганке»), ходил-бродил по улицам, по Набережной…. Там и репетировал… Было интересно погружаться в эпоху, почувствовать эту личность. Понять обстоятельства… Иногда становилось невыносимо… Но как иначе? Интересно. На самом деле, «Калигулу» репетировали на телепатическом уровне... И так бывает. Но работа идет постоянно. Уже отыграли «Калигулу», отпуск, уехали на юг. Звучат дискотечные мелодии, люди отдыхают, радуются, а я думаю: «Надо почитать Камю…» Мне говорят: «Расслабься». Не могу… Не отпускает.
 

Когда шли репетиции спектакля «Лес», Юрию Михайловичу сначала было сложно. Дело в том, что в Нижегородском театральном училище он играл Несчастливцева в постановке Мастера Семена Эммануиловича Лермана…А тут Счастливцев. Как так?
 
- Дело еще в том, что Семен Эммануилович – гениальный человек. Как он показывал? Как он вообще работал? Как он жил? Это, конечно, уроки на всю жизнь. Неутомимый человек. С необыкновенным чувством юмора. Удивлял каждый день. Говорил нам, студентам: «Вы должны всегда находиться в состоянии готовности сыграть Гамлета. А то роль придет, а вы не готовы». (Роль Гамлета к Юрию Михайловичу тоже пришла).
 
На «Лесе» начались споры… Опять же у Юрия Михайловича открылся «клапан» и… Режиссеров тоже можно понять. Куда им деваться? Юрий Михайлович – человек скромный и самокритичный. Об отношениях с режиссерами он рассказывает с улыбкой и любовью. Понимая их.
 
- Мы отдали Филиппа в музыкальную школу «по классу скрипки». Я тоже учился вместе с ним. Предлагаю режиссеру: можно я буду перед началом спектакля сидеть в фойе и наигрывать на скрипочке. Получил согласие. И было много интересных случаев. Зрители по-разному реагировали: кто-то подпевал, кто-то предлагал сыграть свою любимую мелодию. А один зритель всерьез стал меня прогонять из театра: мол, иди на улице играй. Потом он… долго аплодировал после спектакля.
Юрий Михайлович признается: конечно, он скучает по тем временам… По разным причинам. Нет с нами Василия Федоровича, нет с нами Семена Эммануиловича…
 
Но и в этом времени Юрию Котову интересно. Опять же с улыбкой и азартом он рассказывает, как работал над ролью Перчихина в «Мещанах», над ролью Виктора Петровича в спектакле «Три романса о любви», над ролью Артиста – в спектакле «На дне».

- Долго ждал, когда же «очередь» дойдет до меня в «Мещанах». Смотрел репетиции, в голове уже родился образ. Я вспомнил шофера Сережу, с которым служили в армии, с его «колоритным» разговором, потом в голову пришла мысль о кустах рябины… Да, много было идей. Режиссер Вадим Данцигер говорил: «Юрий, спектакль идет три с половиной часа! Ну, куда?». Но что-то принял… Родион Овчинников как-то так взялся за постановку («Три романса о любви»), что всех нас увлек, задал ритм. И мы все влюбились в свои роли. Интересно. Люблю этот спектакль. С Валерием Юрьевичем Саркисовым впервые работал («На дне»), хотя он у нас поставил достаточно много спектаклей. Мне кажется, мы нашли общий язык. Хотя у него, конечно, совсем иная манера… Он знает, чего хочет. И редко отходит от своей линии. Я наблюдал за репетициями и из зала. Да, мне было интересно… И я доверился режиссеру. На самом деле, специально ничего никогда не придумываешь, все само идет… Главное, чтобы шло, чтобы не было внутренней пустоты…

Юрий Михайлович очень интересно рассказывает. Может быть, потому, что не очень любит это делать: рассказывать зрителям о ролях. Надо же смотреть! Но наши любопытные перекресточники расположили к себе артиста. И всем было интересно. И тепло.

 
И самый банальный вопрос: а почему вы стали артистом, - возник в самом конце. И понятно, почему…
 
- Только в 14 лет попал в народный театр и увидел там спектакль. Меня знакомый пригласил. Пригласил на спектакль, где сами ребята сочинили пьесу. Они ходили в походы, жили в палатках. Пели. Они меня тогда очень удивили, потрясли. Они пели песни, которые я вообще впервые слышал. Дали мне четыре диска: Булата Окуджавы, Елены Камбуровой, Новеллы Матвеевой, Александра Вертинского. Сначала меня потрясли Камбурова и Матвеева. А потом уже я влюбился в Окуджаву и Вертинского.
 
Тогда я сам нашел книги Станиславского «Моя жизнь в искусстве» и «Мастерство актера и режиссера» Бориса Захавы, прочитал запоем. Это учебники волшебства. Помню свои ощущения…
 
Ещё раньше на меня большое впечатление произвёл фильм «Три толстяка». Я даже пошел в цирковой кружок. Месяц где-то ходил. Мой друг остался в цирковом кружке, а я пошел в народный театр.

Кстати, как меня взяли в театральное училище, до сих пор удивляюсь. Как-то так легко поступил… Но при этом все годы учебы сомневался: правильно ли сделал …

Кстати, о «Гамлете». К «Гамлету» Юрий Михайлович был готов с 16 лет. Именно тогда он прослушал «Гамлета» в исполнении Владимира Рецептера. Моноспектакль. Выучил наизусть. К роли «Гамлета» был готов. Как и к другим ролям…

 
Спасибо вам огромное, Юрий Михайлович!

А зрителей мы приглашаем на ближайший спектакль с участием заслуженного артиста России Юрия Котова – 22 апреля спектакль «На дне». В роли Артиста – Юрий Котов.
 
Следите за афишей!