16.11.2012.

Ольга ГОРНОВА "Борис ГОЛУБИЦКИЙ:«Все мы немного нахлебники»"

 

 

Тургеневского «Нахлебника» на сцене Нижегородского театра драмы поставил режиссер, признанный знатоком «театрального Тургенева», — худрук Орловского академического театра, носящего имя писателя, Борис Голубицкий. Он уже делился с нижегородцами своим пониманием русского классика: в драме именно он поставил спектакль «Отцы и дети. Роман». Премьера «Нахлебника» состоится сегодня.
Не совсем по Щепкину
— Я не сторонник того, чтобы осовременивать классику, наряжая артистов в костюмы нашего времени или делая Гамлета сыном президента крупной компании, — рассказал накануне премьеры Борис Голубицкий. — Идя по этому пути, театр теряет свое достоинство. А «Нахлебник» как раз о человеческом достоинстве. О том, что русского человека можно унизить, растоптать, но он все равно поднимется и возродится, как птица Феникс из пепла.
— Для вас это не просто бытовая пьеса, какой принято ее считать?
— «Нахлебник» 12 лет был под запретом, причем никто не мог толком объяснить, что именно в пьесе настораживает. Она посвящалась Михаилу Щепкину и писалась «под него», но из-за многолетнего запрета артист сыграл в ней, будучи уже старым человеком. С тех пор «Нахлебник» не раз становился бенефисом великих артистов, и все они играли заглавную роль в духе Щепкина, то есть с безусловным сочувствием к герою, безответному «маленькому человеку»… Но мне кажется, Тургенев смотрел на своего Кузовкина по-другому, у него это неоднозначный персонаж. Герой добровольно принимает роль шута при богатом господине и исполняет ее всю жизнь. Это не страдалец, а человек с серьезными противоречиями и комплексами. И сегодня если не вся Россия, то очень многие живут по принципам дворянина Кузовкина — видимо, нахлебничество у нас в крови. Именно на этом мне хотелось сделать акцент.
На милость публики
— Вы ставили «Нахлебника» в разных театрах. Помогают ли наши артисты увидеть пьесу по-новому?
— Конечно, в этом и вечность классики! Я наслаждаюсь тем, как мастера нижегородской сцены тщательно работают, вдумчиво вгрызаются в материал. Я ставил пьесу и в своем театре, и за границей. Но сюда я взял другого художника (Бориса Голодницкого. — Авт.), поменял подход ко многим местам в пьесе.
— Вы отдаете себе отчет, что эта история не для всякого зрителя?
— Про Тургенева говорили, что он плетет из слов кружева. Но в «Нахлебнике» как раз нет витиеватости, там герои разговаривают довольно просто… Я восхищаюсь руководством Нижегородского театра драмы, которое гнет свою линию. У вас очень сбалансированный репертуар в смысле соотношения продукции для массового зрителя и спектаклей, являющихся лицом театра. А многие наши коллеги давно подняли лапки кверху и сдались на милость публики, перешли на такой репертуар и такую подачу, чтобы только ей угодить. В Орловском театре «Нахлебник» шел в течение десяти лет, и залы были полны. Везде есть зрители, которые хотят видеть на сцене наше национальное достояние, а не скороспелые поделки западного толка.
Ольга ГОРНОВА
Фото Георгия АХАДОВА
Мнение
Валерий НИКИТИН, исполнитель заглавной роли:
— Я сейчас пребываю в пограничном состоянии. Идет работа — нервная, лихорадочная, ночи не спишь, по три раза на день обсуждаешь с режиссером — так сыграть или по-другому… Очень хочется надеяться на отклик зрителей, чтобы понять, что мы еще не до конца закрыты друг для друга, что можем еще смотреть друг другу в глаза и увидеть в них самих себя сопереживающих.
Справка «НН»
Среди занятых в спектакле артистов — Валерий Никитин, Юрий Котов, Сергей Блохин, Анатолий Фирстов, Алексей Хореняк, Александр Мюрисеп, Сергей Кабайло, Николай Пожарницкий, Татьяна Жукова, Екатерина Чекулаева.