12.07.2012.

Наталья ХАЛЕЗОВА "Символизм отношений на нижегородской сцене"

Какие чувства мужчина может всколыхнуть в женщине? Страсть, нежность, любовь, грех, обожание, страх, ненависть.

 Палитра ощущений, мыслей, желаний, порой самых неодно-значных, запретных и даже страшных, сконцентрирована в «Острове грехов», новой постановке нижегородского драмтеатра по пьесе итальянского драматурга Уго Бетти. 
Автор спектакля - режиссёр-постановщик из Санкт-Петербурга Искандэр Сакаев. Фигура очень неоднозначная, как и его работы. 
Монотонно перебирая будни 
Он завораживает любовью к экзистенциализму, в его спектаклях есть отблески ницшеанства, он как истинный поклонник великого Мейерхольда «тренирует» актёров по методу биомеханики, зажигая их, зарождая в них энергию, которая передаётся зрителю. Стоит ли смотреть неожиданный и такой непривычный для провинциальной нижегородской сцены «Остров грехов» Искандэра Сакаева? Однозначно да! Нижний подобных спектаклей не видел давно. 
…На острове в большом старом доме живут вдова, её дочь и сестра её мужа. Однажды в дом приходит чужак… Так начинается пьеса известного европейского драматурга. Уго Бетти называют итальянским Кафкой, его пьесы, философские, полные глубинных смыслов, сомнений и метаний, преступлений, страстей, ставятся во многих странах, в том числе и в России. Особенно «Козий остров», поставленный у нас под названием «Остров грехов». 
И вот в дом приходит чужак. Это семейство давно покинул его глава. А женщины так и остались жить в одиночестве, монотонно перебирая будни. Анжело, переступивший порог этого дома, представился другом сбежавшего главы семейства. Ангел приносит надежду, Анжело принёс грех. Одиночество только прикрывало кипучие страсти, дремавшие внутри женских сердец. Но что ещё может пробудить этот эгоист с замашками ницшеанского сверхчеловека в женской душе?.. 
- Это многослойная, многоуровневая пьеса. И каждый слой съедобный, - говорит Искандэр Сакаев. - В спектакле мне хотелось уйти от бытовой трактовки любовной истории (обычно в России эту пьесу ставят в реалистично-бытовой манере). Я хотел выразить символизм человеческих отношений, показать его мистически, но чтобы было понятно и чувственно. 
И вечное «Бессамемучо»…
Свободное дыхание
Все эти сложные пласты должны были реализовать наши артисты. И здесь, как признаётся сам режиссёр, всё удалось: 
- Я получил удовольствие от нашего сотрудничества. В Нижнем актёры высокопрофессиональные и отзывчивые, тонко работают. Труппа пластичная, чуткая, слышащая. Они предугадывают, подсказывают. Рождают изнутри, а не наигрывают. Театр и должен быть свободным дыханием. Только русский актёр может так передать душевность. Я не люблю открытый темперамент. Открытым должен быть зритель, погружающийся в магию театра. 
Столичный режиссёр удивительно восторженно отзывается о работе с нижегородскими актёрами и не скупится на эпитеты - «фееричный, фантастический, потрясающий, незабываемый» Юрий Котов, Алексей Хореняк, Светлана Кабайло, Юлия Муранова, Николай Пожарницкий. 
Чтобы вдохновить артистов, Искандэр Сакаев активно использовал биомеханику Мейерхольда. Эта система позволяет перевести игру слов в пластику, выразить её в движении. К сожалению, биомеханику сейчас мало кто использует, и актёры просто «застывают» в собственной роли. А у Сакаева пластические построения, фигуры гармонично соединяются с читкой пьесы - чтобы было ощущение процесса. Она позволяет «пробудить артиста». А свою работу с актёрами режиссёр называет «эмоциональным пин-понгом».   
Кстати, по словам Искандэра Сакаева, ему было гармонично работать и в нашем драмтеатре. 
- Здание театра большое, но человеческих размеров. Честно говоря, я устал от огромных монументальных площадей академических театров-аэродромов. А в нижегородском театре драмы я чувствую запах сцены, энергия зала здесь заводит… 
Ах да, мы снова отвлеклись от наших героев. Вы хотите узнать, как же поступил Анжело с тремя дамами и кому же он подарит любовь? Идите в театр. «Остров грехов», успешно завершив нынешний театральный сезон, станет жемчужиной следующего сезона, который стартует уже в сентябре. Так что до скорых встреч в храме Мельпомены.
 
Наталья ХАЛЕЗОВА
Фото: Ирины Гладунко