07.03.2012.

Ирина Мухина "Ее не железная Железнова"

В сцене из спектакля «Васса»
В сцене из спектакля «Васса»
Автор фото: Георгий Ахадов
 

6 марта отметила круглую дату заслуженная артистка России Тамара Кириллова. Накануне в родном театре академической драмы дали бенефисный спектакль «Васса», в котором виновница торжества играет заглавную роль.

Это — самая значительная ее работа последних лет. Примечательно, что встреча Тамары Юрьевны со знаменитой горьковской героиней осуществлялась в два этапа. Сначала был экспериментальный 45-минутный моноспектакль, созданный вместе с режиссером Владимиром Кулагиным, мастерски владеющим столь непростой театральной формой. Из многофигурной драмы постановщик и актриса вычленили только линию Железновой, оставив ее наедине со зрителями в ситуации исповедальности. Небесспорно, но такое — в камерном варианте — проживание судьбы Вассы Борисовны явно подготовило актрису к работе в полнометражной постановке родного Нижегородского академического театра драмы. Там над новой версией старой пьесы о крахе семьи и самой жизнинезаурядной женщины потрудился приглашенный из Минска режиссер Модест Абрамов. Премьера вышла в ноябре 2010 года.
Васса номер один отмечена областной премией им. А. М. Горького. Васса номер два в этом году номинирована на ту же награду. Двойной успех в одной роли — свидетельство глубокого проникновения актрисы в многослойный, неоднозначный образ матери, павшей жертвой борьбы за собственных детей. Такой уязвимой и вовсе не железной оказалась жестко отвечающая на удары судьбы Железнова в исполнении Т. Кирилловой, что это не может не вызывать сочувствия.
Актриса как раз и подкупает зрителей небанальностью решений, за какие бы роли ни бралась. А их сыграно более шестидесяти! На сцене театра, в который она пришла после окончания нашего театрального училища и которому не изменила, Тамара Юрьевна являлась в образах самых разных. Она умеет быть комичной и трогательной, каскадно-легкой и волнующе-глубокой. При внешней хрупкости в ней всегда ощутима та жизненная сила, которая наполняет притягательной энергией всякое сценическое творение мастера.
Ныне она выходит на подмостки родной сцены исключительно в классическом репертуаре. Кроме горьковской героини это Турусина и Кукушкина в комедиях Островского «На всякого мудреца довольно простоты» и «Доходное место», это матушка Базарова в сценической вариации «Отцов и детей» Тургенева и Бабуленька в «Игроке» — спектакле по Достоевскому.
Путь замечательной актрисы в театре — вечное движение к человеку, к постижению его противоречивой сущности, открытие себя в других, других — в себе. И мы ждем новых откровений от любимой исполнительницы на столь непростом маршруте. Потому и желаем от всей души новых трудных и увлекательных поворотов, то бишь — ролей.

Тамара Кириллова награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, ее вклад в сценическое искусство отмечен областной премией им. Н. И. Собольщикова-Самарина, отдельные творческие достижения — премиями г. Нижнего Новгорода, имени Е. А. Евстигнеева и другими наградами.