05.02.2012.

Анастасия ХОРЬКОВА "Мнимый больной» покоряет нижегородскую сцену"

В драмтеатре прошла премьера последней пьесы Мольера

 



Строгие незамысловатые декорации и одновременно яркие выразительные костюмы. Комедия и трагедия, фантазия и реальность, обыденность и самобытность - в конце января нижегородцам представили спектакль, поставленный по пьесе Мольера «Мнимый больной».
Нижегородский драматический театр не в первый раз обращается к творчеству Мольера. За 200 лет существования на его сцене исполнялись «Школа жен» и «Тартюф». «Мнимый больной» - последняя комедия французского драматурга. Она затрагивает вечные темы: добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, правды и лжи. Сегодня эта пьеса приобретает особую актуальность, ведь сейчас как никогда остро стоит вопрос о наболевшем - уровне медицины, выборе врача и методах лечения.
Роль мнимого больного - Аргана - досталась заслуженному артисту России Сергею Блохину. Обладая мощным телосложением и хорошей фактурой, актер уже с самого начала действа заставляет зрителя усомниться: а на самом ли деле Арган болен? Тем более что зычный голос, постоянные перемещения по сцене и активная жестикуляция говорят совершенно об обратном.
Режиссер постановки Карен Нерсисян подарил спектаклю русский колорит и национальный характер: высокий, дерзкий, грубый, самовольный Арган скорее напоминает типичного представителя русского барства, нежели европейского буржуа.
Декорации спектакля сдержанны. Кровать, поставленная в центре комнаты, является главным элементом, вокруг которого и разворачивается действие. На ней лежит больной Арган, на ней же и исцеляется. Прозревая, он начинает понимать, кто его действительно любит, а кто живет с ним по расчету.
Все буйство красок XVII века отражено в костюмах персонажей: красное платье, того же цвета шляпка, перчатки, драгоценные украшения на жене Аргана Белине, ангельский белоснежный наряд младшей дочери Луизон, расшитый камзол брата больного Беральда, вызывающие наряды цыганок-танцовщиц...
Дух мольеровской эпохи подчеркивает и такая немаловажная для того времени деталь: на заднем плане сцены можно увидеть раскачивающиеся из стороны в сторону мешки. В XVII веке подобные приспособления использовались для поднятия кулис.
Музыкальное оформление органично сопровождает происходящее на сцене.
В целом спектакль получился очень современным, мольеровским, дарящим положительные эмоции и в то же время заставляющим задуматься о жизни.

КОМПЕТЕНТНО
Карен НЕРСИСЯН, режиссер:

«Мнимый больной» - непростая пьеса, ставшая итоговой в творчестве французского драматурга. В ней тесно переплетаются комическое и трагическое. С одной стороны, в пьесе много юмора. С другой - затрагиваются человеческие, лирические темы: жизнь и смерть, ненависть и любовь. Без любви этой пьесы не могло бы существовать. И это не только чувства Клеанта и Анжелики, это любовь к театру, к актерской игре.
Часто пьесы Мольера оформляются банально: аляписто, с бантиками, рюшечками. На самом деле они не требуют дополнительных украшений. Скупые лаконичные декорации позволяют сконцентрироваться на развитии сюжета и взаимоотношениях персонажей, показать стремление к аутентичному минимализму. Самое главное в пьесе – игра актеров. Важно, чтобы она была точной и искренней. Особенно трудно этого добиться в буффонаде.

МНЕНИЕ
Анна СУЧКОВА, актриса:

- Раньше я играла Валентину в постановке «Прошлым летом в Чулимске» по пьесе Александра Вампилова и Полину в «Доходном месте» Островского. Здесь я исполняю роль младшей дочки мнимого больного Луизон. В первую очередь я получаю удовольствие от своей игры. Пьесы Мольера предполагают хулиганство, дурачество, карнавальность, которые должны быть свойственны артистам всегда. Так и моя героиня Луизон — шалунья и баловница. Притворившись мертвой, она пугает своего отца Аргана, зато избавляется от наказания розгами. Никакого глубокого драматизма в моей роли нет. Самое главное, чтобы образ моей героини получился искренним и веселым.

Анастасия ХОРЬКОВА
 
Нижегородский рабочий №15/17173 от 2 февраля 2012 г.