03.02.2012.

Ольга ГОРНОВА "Играют и обманывают все!"

 
Нижегородский театр драмы раньше других проснулся после праздников и выпустил первую в новом году премьеру — теперь в его репертуаре есть «Мнимый больной». Режиссер спектакля приглашенный, но уже знакомый нижегородцам — Карен Нерсисян.
 
С искринкой
 
Почти четырехсот лет со дня рождения Жана-Батиста Мольера как не бывало. Никакой архаики, но и никакого панибратства: просто французский классик живой как жизнь, а написанное им свежо, остро и вдохновляет артистов. Хотя горчинка, присутствующая в последнем мольеровском творении, явно звучит и со сцены, не перебивая основного — комического — вкуса, но придавая спектаклю глубину.
И по сей день наука бессильна перед человеческими душевными недугами, а с полицейскими, нотариусами и врачами, как заметил режиссер, ничего не поменялось, так что фразы типа «верно, он много людей уморил, раз так разбогател» не остаются без отклика. Но еще сильнее цепляет пронизывающая всю постановку мысль о почти повсеместно царящем в мире людей обмане и самообмане.
Хорошим артистам в пьесе вольготно, тем более что заправляет процессом режиссер умный и находчивый. Почти у каждого героя — свой выход, свой маленький спектакль, свой розыгрыш, свой маскарад. И почти каждый изыскивает для роли свою искру и свой изюм.
 
От юмора до иронии
 
Точно разыгран диалог молодости и опыта — Анжелики (Мария Мельникова) и служанки Туанетты (Вероника Блохина), в ходе которого девушка признается в своей страсти, а скепсис умной служанки вроде бы говорит, что цену она той страсти знает, но, дескать, раз уж все на свете обманываться рады — порадуйся и ты. Подыгрывающие и поддакивающие ситуации молодые — Анжелика с Клеантом (Артем Прохоров) как бы свидетельствуют: научились уже играть по правилам, пусть еще и не слишком виртуозно, приспособились к всеобщему маскараду! Равно как и младшая дочь Луизон (Анна Сучкова) — ее розыгрыш один из самых веселых.
Очень смешным выходит надувательство с надутыми щеками и мудреными словами от тандема докторов (Евгений Зерин и Александр Мюрисеп). Великолепной кодой спектакля становится консилиум врачей в венецианских масках с клювами: за несколько минут экзаменуемый Арган (Сергей Блохин) проделывает на наших глазах путь от полной растерянности и недоумения до абсолютной уверенности в своем «докторстве» и ребяческой гордости собой. На грани черного юмора инсценированы сладкие грезы «больного» о собственных похоронах. Вообще комическое в спектакле многообразно: от низового, но добродушно и не пошло исполненного юмора до очень тонкой, едкой иронии.
Притворство главного героя самое откровенное и простодушное. Несколько затянутый пролог с Арганом, ведущим свою фармакологическую бухгалтерию, с каждым сценическим шагом Сергея Блохина перерастает в щедрую на нюансы и моменты, роскошную, бенефисную роль.
Спектакль может приблизиться к идеалу, когда будет «подсушен», — пока отдельные куски сыровато-длинноваты. Кроме того, в театре обещают ввести в действо некие спецэффекты, не состоявшиеся на премьерном показе по техническим причинам. Так что уже в ближайшей перспективе «Мнимый больной» может стать полноценным праздником для зрителей.
Ольга ГОРНОВА.