12.10.2017.

Ольга ПЛАКСУНОВА: "Подходцев со товарищи явился нижегородской публике", 28.06.2017

Автор этой инсценировки, он же режиссер-постановщик Анатолий Фирстов в течение четверти века вынашивал мечту поставить спектакль по повести Аркадия Аверченко на родной сцене Нижегородского театра драмы. И, наконец, как долгожданный ребенок, спектакль о настоящей мужской дружбе «Подходцев и двое других» появился на свет 22 июня. Он очень похож на своего отца-создателя: интеллигентный, смешной и умный!

Ах, как хочется вернуться…

Подходцев, Громов и Клинков – три товарища из безвозвратно ушедшего прекрасного и чуть наивного прошлого - начала ХХ века, живут богемной жизнью праздных бездельников. Попадают в нелепые ситуации, влюбляются, ссорятся и мирятся, приходят на выручку друг другу. Узнаваемый сюжет много раз повторялся в литературных произведениях разных авторов. Но юмор Аверченко, отличающий эту троицу от копий, русский - дореволюционный: бесшабашная молодость, обретение друзей как семьи и накатывающая светлая грусть в финале! Фельетонный ироничный стиль и несовременный правильный язык, которым говорят персонажи спектакля, сами по себе – предмет ностальгической рефлексии. В этот вечер каждый из зрителей, сидящих в зале, хотел бы очутиться с ними там - в небольшой комнате, за окнами которой «прежняя» Россия. Отчасти и в этом секрет успеха премьеры.

Спектакль «Подходцев и двое других» населен достаточно густо – в нем занято 17 молодых артистов театра. Но персонажей ещё больше, поэтому многие из них играют одновременно несколько небольших ролей. Хочется выделить работу Павла Ушакова (газетчик, офицер) - прирожденного мастера эпизода. Однако каждый из героев имеет свой характер, тщательно проработанный и узнаваемый. Чувствовалось, что текст хорошо разобран режиссером с актерами, были найдены важные детали образов, идущие «от актеров». Достоверно, естественно, легко - так можно описать впечатление от игры всей команды.

Романтический аскетизм

Подходцев (Андрей Соцков) - ключевой персонаж спектакля, самый молодой и наиболее открытый из трех. Легкомысленный повеса, прирожденный организатор, оказывается прозорливее остальных, в итоге. Громов (Валентин Омётов) - литератор, сдержанный эмоционально, самый ответственный из них. За внешним аскетизмом скрывается ранимый романтик. Прекрасно поставленный режиссером по пластике – Ольгой Федорченко танец с шалью, в дуэте с невестой Громова - Евдокией Антоновной (Алена Глазырина), произвел фурор! Три стадии знакомства пронеслись в страстном танго: приманивание жертвы, ловля в сети супружества, пленение. И третий герой - художник Клинков (Евгений Зерин) - душа компании, острослов и ловелас, везунчик.

Пока еще чувствуется разница в актерском опыте троицы друзей. И, временами (особенно в начале), спектакль с нижегородским темпераментом неспешно и подробно описывает события. Отчего немного теряется темпоритм. Но череда происшествий в дальнейшем развитии сюжета, калейдоскоп остроумных афоризмов, интеллектуальный пинг-понг диалогов, компенсируют эти провисания.

Зрителей также ждет актерское исполнение специально написанных композитором Михаилом Хейфецем песен на стихи поэтов серебряного века. Художник-постановщик Борис Шлямин в женских костюмах перенес время действие на десяток лет вперед – в узнаваемые двадцатые годы. Спектакль в итоге получился домашним и атмосферным.

Ольга ПЛАКСУНОВА