26.12.2010.

Модест Абрамов: «Не стоит сомневаться в актуальности классики»

В Нижегородском государственном академическом театре драмы имени М. Горького состоялась премьера спектакля «Васса» по драме М. Горького «Васса Железнова». Режиссёр-постановщик спектакля народный артист Республики Северная Осетия-Алания Модест Абрамов ответил на вопросы LIFE.

«Васса» - новая премьера Академической драмы. Максим Горький создал две редакции пьесы. Первоначальная - «Васса Железнова. (Мать). Сцены» вышла в свет в 1910 г. и тут же была поставлена в Новом драматическом театре С-Петербурга.  Уже в 1911 г. Горький за эту пьесу получил Грибоедовскую премию. В Нижегородском  драматическом театре премьера состоялась в октябре 1917 г. в период  последней антрепризы И.А. Ростовцева, где в роли Вассы - Мария Эмская. Затем М. Горький переосмыслил пьесу, превратив семейную драму в политическую. В 1935 г. выходит ее второй вариант, идейным конфликтом теперь  становится столкновение капиталистки Вассы Железновой с революционно настроенной женой её сына. Пьеса была поставлена во многих театрах СССР. Заглавную роль исполняли выдающиеся актрисы – Ф. Раневская, С. Бирман, В. Пашенная, В. Сошальская, Т. Доронина, И. Чурикова.
И вот спустя почти век драмтеатр вновь обращается к пьесе Максима Горького, не смотря на «гламурные времена». Сразу же вспоминаются слова самого писателя: «Безумству храбрых поем мы песню!» Опять Горький? Не кассовый спектакль… Но так принято в нашем театре – к репертуару очень требовательное отношение, и при подборе режиссеров-постановщиков  учитывается их «бережное» отношение к пьесам (чтобы не было неожиданных придумок). Для постановки «Вассы Железновой» был приглашен режиссер из Белоруссии. Модест  Абрамов народный артист республики Северная Осетия-Алания. Живет и работает в Минске. Художественный руководитель Белорусского государственного молодежного театра, ведет режиссерский курс в Университете культуры и искусств. Он ответил на несколько наших вопросов.
- Модест Модестович, как Вы отнеслись к предложению Георгия Демурова поставить Горького, да еще в театре его имени?
- Ваш театр выгодно отличается классическим репертуаром. М. Горького считаю  блистательным драматургом, который в сравнении с великим  А. Чеховым  мне кажется психологически намного ярче, и «влезть в его глубину» моя задача. В Белоруссии «Вассу» я поставил в 2008 г.  Сейчас изменилось общество, да и сам я приобрел новый взгляд на пьесу, поэтому, когда Г. Демуров позвонил мне, у меня был единственный вопрос, есть ли актриса на заглавную роль.
- Как Вам показались наши актеры?
- С интересом посмотрел несколько постановок и получил ощущение «русского театра». Я люблю русскую школу проникновения в роль. Здесь имею в виду традицию театральной школы – умение русского артиста передавать всю глубину психологии героя. Мы часто оглядываемся на Запад, ориентируясь на их артистов, и совсем не ценим, что есть у нас.
- Воспитанные на школьной программе по литературе, мы Вассу Петровну Железнову больше ассоциируем с революционным временем. Какая она в Вашем спектакле?
- Пьеса написана на полпути между двух революций. Во второй редакции революционные мотивы несколько надуманы. С самого начала Горький дал образ хрупкой женщины. Она, являясь купчихой, была и деловой и жесткой, когда это требовалось. А в семье Васса оправдывала свое предназначение обычной женщины, заботливой матери, мечтающей о любви. Удачным оказался выбор артистки, Вассу играет Тамара Кириллова (заслуженная артистка РФ, лауреат премии им. Н.И. Собольщикова-Самарина и премии г. Нижнего Новгорода). На репетиции для меня в центре всего – его величество актер, как важная система координат. Я процесс репетиции называю живым театром, когда рождаются новые интереснейшие решения. В пьесе Горького есть много тонких и точных «вещей», отображающих жизнь семьи (всё совсем не так, как преподносили нам в школе).  Автор затронул тему женского одиночества.
- Модест Модестович, Вы удачно работали на Западе, в различных театрах России. Что значит актуальная и не актуальная классика?
- Да, в российских театрах я ставил постановки, как говорится, от Владивостока до Владикавказа. Чаще всего это была классика. В начале 90-х годов во МХАТе (Москва) я первым обратился  к античному Аристофану,  поставив спектакль «Женщина в народном собрании». Не стоит  сомневаться в актуальности классики. Надо работать для зрителя, надо в классике находить современные интонации. А классика – безмерна!
 
Желаем коллективу театра удачной премьеры и благодарных зрителей.

Лана Мишакова