13.10.2016.

Ольга Севрюгина: "Обаяние «Русского медведя»", 13.10.2016

Каждый мечтает встретить любовь и взаимопонимание. Особенно если весна жизни давно миновала, птенцы разлетелись из родного гнезда и надежда на ласку и преданность почти несбыточна
 
Не прошло и месяца со дня первой премьеры нового сезона, а Нижегородский театр драмы представил зрителям вторую – спектакль «Осеннее танго» по пьесе Бориса Рацера «Русский медведь, или Танго в сентябре».
 
Погружение в смыслы
«Осеннее танго» драматург написал для эмигрировавшей в 1991 году в США актрисы Елены Соловей. Режиссёр Сергей Кутасов пообещал поставить пьесу, и вот обещание выполнено. В роли русского медведя – маляра Алекса – патриарх театра драмы, великолепный Георгий Демуров. Премьера – невыразимая радость для всех поклонников народного артиста. Сам же спектакль даёт зрителям редкую сегодня возможность увидеть настоящий русский драматический психологический театр. Неспешный, глубокий, вдумчивый. Полный смыслов и интонационных оттенков. Быть может, не всегда понятный современному зрителю, привыкшему к клиповому мышлению и постоянной смене сюжета и декораций.
Художник-постановщик спектакля Борис Лысиков точно передал атмосферу времени, показав зрителям полузабытые советские реалии. Вы ещё помните, как надо складывать шапочку из газеты – неизменный атрибут всех ремонтов? Множество вёдрышек, баночек, деревянный шпатель для потолка – иллюзия погружения героя в малярные работы полная. Когда он, полускрытый декорацией, стоит на раскладной лесенке и шпатлюет хозяйкин потолок, каждое его движение убедительно. Вот он спускается с лесенки, аккуратно вытирает тряпочкой руки и энергично оттирает пятно шпатлёвки на полу.
Мы представляем собой общество бездетных родителей при живых детях.
Георгий Сергеевич в этой роли нетороплив и обстоятелен. Спокойствие и уверенность его героя покоряют зрителя, погружая в атмосферу перестроечных времён. Мгновенно опознаётся и ещё одна примета тех лет – мечта всех советских меломанов – магнитофон «Романтик 306». Выпускавшийся в Горьком на заводе Петровского, он стал в 1980-е годы одним из самых популярных в СССР кассетников. Не зря герой говорит о нём «мой друг». Когда-то он помогал в СССР ему слушать «Голос Америки». А в Америке он – единственная возможность услышать песни молодости – про «пароход белый-беленький».
 
Наедине с собой
Сюжет пьесы прост: богатая американка наняла маляром русского эмигранта. И со скуки, беседуя с ним, обнаружила, что не только в Америке, но и в России (да и во всех странах на свете) родители зачастую остаются наедине с собой. И ждут хотя бы телефонного звонка, страстно мечтая увидеть своих выросших детей, повозиться с внуками. Повороты сюжета раскрывают судьбы героев, словно рикошетящие удары теннисного мячика на корте, в формате лирической комедии, наполненной юмором, иронией и сентиментальностью. Роль хозяйки Элен Старк исполнила Тамара Кириллова. Она сделала свою героиню гордой и понимающей, резкой и мягкой одновременно. Истинной женщиной, в которой очаровательно сочетается несочетаемое. Её словесные дуэли с Алексом полны кокетства и искренности и затягивают зрителя в неторопливо разворачивающуюся перед ним историю. А сцена её завуалированного «объяснения в любви» так и вовсе образец нежности и трепетности, вызывающей у зрителей сентиментальные слёзы. У них не возникает сомнений в том, что столь разные люди, как Элен и Алекс, способны понять и почувствовать друг друга.
 
Спектакль обо всех
Оригинальна и другая пара героев. Великолепен Анатолий Фирстов в роли судьи. Его переходы от чопорного недотроги до страстного соблазнителя очень забавны и вызывают хохот в зале. Зрители с интересом ждут, чем же закончатся похождения хитроумного юриста. Совершенно неузнаваема в роли его подруги Сильвии Юлия Муранова. Её взбалмошная порывистая героиня – своеобразный двигатель сюжета и источник милых нелепиц.
В итоге спектакль получился обо всех нас. О понимании, семье, любви, преданности, всепрощении. И каждый, кто его посмотрит, непременно задумается о том, не слишком ли строг он с родителями, всегда ли готов их понять и выслушать, дать возможность почувствовать себя нужными и любимыми. И если вскоре после выхода из зала хоть кто-то, бросив все дела, отправится навестить родителей, если малышня устроит весёлый переполох в давно опустевшем семейном гнезде, значит театр свою задачу выполнил – сделал мир чуточку справедливее.
 
Ольга Севрюгина
Автор фото: Георгий Ахадов