29.03.2016.

Елена МИНСКАЯ: "Про что ты живёшь?", 30.03.2016

Нижегородский государственный академический театр драмы имени Максима Горького 24 марта представил премьеру сезона – спектакль «Волки и овцы» в постановке московского режиссёра Аллы Решетниковой. Чем же привлекательна старая, как мир, история о том, что все люди – это или бедные простодушные овечки, или кровожадные матёрые волки? Возможно, тем, что написал её блестящий драматург Александр Николаевич Островский, с которого, собственно, и начинается русский психологический театр в его современном понимании.

Обычные ситуации с обычными людьми, точное бытописание – вот сущность театра Островского, который исключил из пьес экстремальные ситуации, а взамен дал человеческую психологию. То есть не то, как мы живём, интересовало автора, а про что. Это отметила режиссёр спектакля, сказав, что Островский в этой комедии как бы призывает человека посмотреть на происходящее вокруг него и спросить самого себя: «Человече, про что ты живёшь-то, милый?» И действительно, про что?

Действие комедии происходит в небольшом губернском русском городе в 1870-е годы. Молодая, красивая и богатая вдова Купавина мечтает о счастье и любви. Она и не подозревает, какие страсти кипят вокруг неё. Многим не даёт покоя её богатство, огромные лесные угодья, красивейшее имение. Властная и честолюбивая помещица Мурзавецкая хочет завладеть собственностью Купавиной. Но появляется более хитрый, более расчётливый и умный человек, которому давно приглянулись и хорошенькая вдовушка, и её капиталы. Это Беркутов – сосед Купавиной. Он вступает в решительный поединок с хитрецами и мошенниками – Мурзавецкой и её подобострастным окружением, направляя течение действия в нужное, выгодное только ему, русло…

Итак, все, абсолютно все герои здесь «живут про деньги», и кажется, что хотят только их, денег. И начинается спектакль с того, что к помещице Мурзавецкой приходят работники, чтобы получить плату за свою работу. А Мурзавецкая, разорившаяся хозяйка, холодная и расчётливая, разумеется, денег давать не хочет. Прикрываясь благодетельностью, эта ханжа способна и на подлог, и на обман, и на интриги. Но! Насколько расширяет рамки образа народная артистка России Маргарита Алашеева! Её Мурзавецкая – умная, привлекательная и даже обаятельная женщина, хорошо понимающая своё бедственное положение и искренне любящая своего племянника. Блестящая игра этой актрисы не только делает этот образ центральным во всей постановке, но и вплотную подводит к главному ответу драматурга о том, кто из нас хищник, а кто – жертва. «Все мы – и волки, и овцы», – пишет Островский в финале своей комедии.

Своё «да» этой мысли автора очень убедительно говорит и актёр Валентин Омётов в роли Аполлона Мурзавецкого, который то заигрывается, то рыдает, то ёрничает, то страдает и, попадая впросак, каждый раз надевает на себя овечью шкуру. Но как будто только для того, чтобы отдышаться после очередного конфуза и снова стать волком.

А уж в любовной паре Глафира – Лыняев и вовсе непонятно, кто охотник, а кто добыча. С одной стороны, может показаться, что охотник – Глафира, твёрдо решившая женить на себе убежденного холостяка. Но получается, что Лыняев, влюбившись, и сам не прочь связать себя ненавистными ему когда-то брачными узами. Актриса Наталья Кузнецова и заслуженный артист России Алексей Хореняк вовлекают зрителя в очень интересную игру, полную парадоксов, иронии и тонких наблюдений, свойственных взаимоотношениям мужчины и женщины.

Вообще Островский, увиденный глазами постановочной группы театра драмы, очень убедителен. Добротная сценография Бориса Шлямина с арками, фонтанами, колоннами и бесконечными вазонами очень исторично описывает быт того времени, подробные костюмы Андрея Климова тоже отсылают нас к эпохе написания пьесы, а вот режиссёрские находки Аллы Решетниковой и актёрские интонации и игра придают спектаклю очень современное звучание. Всё это подчёркивает связь времён и делает постановку очень своевременной, а также интересной достаточно широкому кругу зрителей.

Елена МИНСКАЯ