24.11.2015.

Елена МИНСКАЯ: "Георгий Демуров: «Актёр думает о своей роли постоянно»", 24.11.2015

Народный артист России Георгий Демуров отмечает в этом сезоне 75-летие. Пятьдесят лет на сцене Нижегородского государственного академического театра драмы имени М. Горького и более 150 ролей – вот багаж, с которым встречает новый сезон один из любимых актёров. О том, как он проведёт свой юбилейный сезон, Георгий Сергеевич рассказал «Патриотам Нижнего».

– Георгий Сергеевич, за пятьдесят лет творческой деятельности на сцене театра драмы вами создано 150 ярких образов, среди которых Петруччо из «Укрощения строптивой» У. Шекспира, Егор Булычов, Джек Юбер Дарсе из «Загнанной лошади» Ф. Саган, Шпигельский из «Месяца в деревне» И. Тургенева, «гамлетовский» Полоний… Какую роль считаете знаковой? С какого образа начался актёр Демуров?


– Ролей на самом деле гораздо больше, после 168-й я перестал их считать. А вот с чего начался актёр Демуров, отвечу так: будучи 17-летним юношей, я учился в студии при театре имени Грибоедова в Тбилиси, и там мне была доверена первая в жизни роль. В спектакле «Двенадцать месяцев» я играл Месяц Апрель. Когда в высшем эшелоне театра началось обсуждение этого спектакля, тогдашний художественный руководитель театра Абрам Исаакович Рубин сказал: «Ну что, парня надо быстрей переводить в труппу, потому что есть такая надобность. Я считаю, что это, к нашей с вами радости, уже артист». Вот и всё. Дальше я не предавал анализу свой долгий путь. Просто относился к своей работе творчески. Никогда «на меня» специально не ставились пьесы, тем более не писались, я всегда подходил к доске по распределению, и что сваливалось на меня, над тем и трудился.

– Да, в одной из бесед вы сказали: «Я солдат. Есть роль, и я её должен сделать…» И всё-таки… Есть роли, которые наиболее запомнились?

– Пожалуй, это Герострат из спектакля «Забыть Герострата». Эта постановка пользовался неизменным успехом у зрителя, и в зале всегда был аншлаг. Эту роль принято считать судьбоносной для меня, хотя она далеко не первая.

– Репертуар нашего театра во многом благодаря вам весьма разнообразен. А кто ваш любимый драматург?


– Мне очень сложно всегда ответить, кого я люблю больше. Всё имеет своё место и время. В зависимости от среды и от времени тот или иной автор становится необходимым, любимым. Мною столько уже перечитано… Но перечитывать приходится в том или ином случае Шекспира, потому что это – необъятно, сколько ни открывай, всё равно с каждым разом открываешь и открываешь что-то новое. Известный режиссёр Роберт Стуруа, входящий в десятку лучших режиссёров нашей страны и Европы, поставил «Гамлета» одиннадцать раз. И, поскольку я имел счастье быть знакомым с ним, я был на премьере его последнего «Гамлета» пять лет назад в Театре киноактёра в Москве. И по окончании спектакля, когда мы встретились, он сказал, что ему не хватает ещё одиннадцати постановок. С тем, чтобы дойти, и с тем, чтобы исчерпать ту глубину, которая заложена автором. Такого уровня драматургия вечна, она «всегда, про всех и про всё». И она современна, вот это очень важный фактор.

– Недавно вы награждены орденом Нижегородской области «За гражданскую доблесть и честь» III степени, вы лауреат множества премий. Как вы к ним относитесь?


– С благодарностью и ещё раз с благодарностью. И с чувством ответственности, потому что каждая награда обязывает тебя не опускать планку, не расслабляться.

– Чем вы занимаетесь, если не репетируете и не играете?

– Жизнью… Жизнью я занимаюсь и когда репетирую, и когда не репетирую… Дело в том, что артист так устроен: если ему отведены какие-то часы работы, то это не значит, что он работает только в это время. Этим, может быть, и отличается профессия актёра: он работает всегда. «Счётчик» не перестает щёлкать: будь ты в троллейбусе, в очереди либо провожаешь внучку из детского сада в плавательный бассейн… Ты всё время думаешь о роли, прокручиваешь образ, и это в тебе идёт параллельно с бытовыми и прочими необходимостями жизни.

– Как проведёте юбилейный год?

– Я так устроен, что не придаю этому значения, причём с юности, даже с детства. Никогда от меня не требовали какой-то особой концентрации сил и ума ни день рождения, ни юбилей. Я отношусь к этому как к обычному календарному дню.

– Вы получали много предложений из разных театров и разных городов, но сохранили верность Нижнему Новгороду…


– Да. Видимо, я так устроен. Нижний меня очаровал один раз и на всю жизнь. В этом я убеждался как раз в тех ситуациях, когда меня приглашали и в три московских театра, и в два ленинградских, и в Самару, и в Минск… И каждый раз я ловил себя на мысли о том, что вряд ли у меня это получится, потому что я начну тосковать.

Елена МИНСКАЯ