16.04.2010.

Ирина Белова."Увидеть совместную работу нижегородских актеров" и московского режиссера.

К международному дню театра, который отмечается 27 марта, Нижегородский академический театр драмы приглашает на премьеру спектакля «Доходное место» по пьесе Александра Николаевича Островского. А наши корреспонденты побывали на одной из последних репетиций и понаблюдали за совместной работой над спектаклем нижегородских актеров и московского режиссера.
Репетиция, по толковому словарю В.И.Даля, означает повторенье, протверженье или заученье чего-либо, проба, предварительное исполнение общими силами, подготовка. А для режиссера- постановщика Григория Лифанова репетиция – это, прежде всего, научно-исследовательская работа, особенно если ею заниматься с актерами, то петелька за петелькой находишь ходы, решения, внутренний нерв каждой сцены.
И эти решения, надо сказать, необычные. Например, в этой постановке задействовано целых три исполнителя главного персонажа пьесы Василия Жадова – Иван Бычков, Евгений Зерин, Артем Прохоров – и, словно по классическому определению Даля, общие усилия разных актеров видны и заметны. Каждый старается воплотить в жизнь задумки режиссера.
Островский написал «Доходное место» в 1857 году, более полутора веков назад. А режиссер задумал переиначить пьесу на современный лад.
– На эпатаж я ставки не делаю, - сказал Григорий Лифанов. – Важнее прийти к спектаклю через драматургию, постичь автора и передать его мысли и идеи. И хочется, чтобы мысль автора прозвучала современно, может быть, даже жестко.
«Доходное место» - пьеса злободневная, животрепещущая и стоит особняком в творчестве Островского. И как ее ни поставь – она всегда созвучна времени. Всеволод Мейерхольд в 1920-е годы поставил «доходное место» в Театре революции – спектакль попал во все театральные хрестоматии. Марк Захаров в 1960-е поставил пьесу в Театре сатиры – получилось так современно, что через несколько представлений постановку вообще запретили. Спектакль по этой пьесе ставил в «Сатириконе» Константин Райкин. И тоже была громкая премьера.
Конечно, в успехе и злободневности спектакля значительную роль играет режиссер – а постановки, о которых мы упомянули, все были созданы театральными гениями, в крайнем случае, талантливыми. Но без гения в драматурга не было и не будет ярких спектаклей по этой пьесе.


Убери из «Доходного места» реалии и речевые обороты середины XIX века, и вот перед нами вполне современная коллизия: что важнее – любовь или деньги? Кто из молодых сегодня не мечтает об успешной карьере, о выгодном, доходном месте на службе! Это история правдолюбца, который не в состоянии купить жене даже новую шляпку. Молодой чиновник Василий Жадов хочет честно прожить жизнь, но нужда заставляет поступиться принципами. Чем не анонс к современному, скажем, триллеру!
А как актуальны – в свете борьбы с коррупцией – вот эти цитаты из «Доходного места»:
«Что за слово взятки? Сами же его выдумали, чтобы обижать хороших людей. Не взятки, а благодарность! А от благодарности отказываться грех, обидеть человека надо» (Кукушкина).
«Нынче у всех принято жить в роскоши» (Юлинька).
«Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного» (Жадов).
Впрочем, получился ли созвучный времени спектакль, судить зрителям.

Ирина Белова

Фото Алексея Манянина

СПРАВКА «ДГ»

Григорий Лифанов — московский режиссер, ему нет еще и 45 лет. Он — новое имя для Нижнего Новгорода. Впервые работает с коллективом академической драмы. За плечами режиссера Лифанова актерский и режиссерский факультеты РАТИ (бывшего ГИТИСа). Он — ученик Марка Захарова. Окончил аспирантуру по творческо-исполнительским дисциплинам (мастерство актера) в Высшем театральном училище имени Щукина. Режиссерскую деятельность успешно сочетает с педагогической — доцент кафедры актерского мастерства ВГИКа имени Герасимова.

Еженедельник «День города. Нижний Новгород» № 19 (441) от 23–30 марта 2010 года