26.02.2015.

Анастасия НАЗАРОВА: "Любить по-советски", 04.02.2015.

Красота человеческих чувств и отношений – одна из главных тем в различных видах искусства во все времена и эпохи. Любовь живёт в каждом из нас. Для многих именно это чувство является основой жизни. В преддверии Дня святого Валентина в Нижегородском академическом театре драмы имени М. Горького состоится премьера спектакля известного московского режиссёра Родиона Овчинникова, посвящённая скорее недовлюблённости, нежели любви…

Лирическая комедия «Три романса о любви» (а именно так называется новая постановка) включает в себя истории о мужчине и женщине. Романс первый – пьеса Людмилы Петрушевской «Любовь», романс второй – первый акт пьесы Семёна Злотникова «Пришёл мужчина к женщине», романс третий – инсценировка рассказа Валентина Распутина «Рудольфо». Три странные, но вполне жизненные истории, три совершенно разных типа взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Все авторы, как говорится, советские. Их герои рождены и жили в Советском Союзе, «болели» болезнями того времени, пели песни Булата Окуджавы. Казалось бы, на выходе должен получиться одноактный спектакль о вечном – о любви, однако режиссёр настаивает, что постановка будет скорее об одиночестве и недовлюблённости.

– Недовлюблённость у всех ужасная – в детстве недолюбили, в браках недолюбили. Нам Богом отпущено такое богатство, а мы зачастую и десятой доли не получаем. А это так необходимо, чтобы человек был «облюблен», чтобы не срывался он в мерзости жизни, – рассказывает Родион Овчинников. – Ведь если любят, то этой любовью многое покрывается, не сделаешь многих подлостей. Наш спектакль – про обретение любви. Мы играем лирическую комедию, хотя разброс жанров велик: от драмы до фарса и притчи.

Режиссёр-постановщик настаивает, что ничего необычного зритель не увидит. Смысл как раз в том, чтобы показать на сцене простые вещи, понятные всем и каждому, но которые объединяют людей, проникают в душу каждого и оставляют пищу для раздумий по окончании спектакля.

– Бывает так, что выходишь на улицу после спектакля и в ту же секунду забываешь, о чём он был, потому что с тобой, зрителем, не говорили, а просто что-то показывали, – объясняет Родион Овчинников. – А ведь зритель – это составная часть театра. Он только тогда и работает, когда люди на сцене и люди в зрительном зале – одно целое, которое переживает, страдает, мучается.

По задумке спектакль не будет разбит антрактом. Он, как выразился режиссёр-постановщик, «будет идти накатом». То есть одна история будет плавно перетекать в другую, но так, чтобы зритель успевал делать выдох между романсами, а затем вновь погружался в пучину страстей.

Действие всех трёх историй меж тем будет разворачиваться в славные восьмидесятые. Костюмы, музыка – всё это будет волей-неволей отправлять зрителя в то прекрасное время, наполненное любовью и теплом.

– Декорации получились ассоциативные. С одной стороны, мы покажем неудобные хрущёвки, а с другой – тот безумный уют, который был в то время в тех квартирах, – рассказывает художник Борис Шлямин. – Что же касается костюмов, то они придуманы конкретно по характеру персонажей. По крайней мере я старался соблюсти именно то время.

«Подпевать» советской обстановке будут популярные в 70–80-е годы Булат Окуджава и Шарль Азнавур. «В СССР, с одной стороны, был Высоцкий, который отвечал за нерв и тотальную совесть эпохи, с другой – Окуджава, который ласково пел благодарность тому времени, – рассказывает режиссёр-постановщик. – Для музыкального оформления спектакля мы поискали те знаковые вещи, которые тогда помогали жить».

Как бы ни хотелось сказать, что новая постановка в театре драмы – некая возможность поностальгировать, это не совсем так. Режиссёр совершенно категорично заявляет, что «Три романса о любви» – это достаточно жёсткая постановка, так что утонуть в милоте под «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» не удастся.

Анастасия НАЗАРОВА