19.02.2015.

Алина Мазина: "Городские романсы о любви", 19.02.2015.

Премьера театра драмы раскроет разнообразные грани отношений между мужчиной и женщиной

Некоторое время назад Нижегородский академический театр драмы имени М. Горького обратился к постоянной аудитории с вопросом, какие спектакли они хотели бы увидеть на сцене. Выяснилось, что нижегородские зрители соскучились по советской драматургии 1970–1980-х годов. 5 февраля 2015 года их пожелания исполнились: состоялась премьера одноактного спектакля «Три романса о любви». Его представил московский режиссер Родион Овчинников. В новой постановке он объединил три произведения советских авторов: «Любовь» Людмилы Петрушевской, «Пришел мужчина к женщине» Семена Злотникова и «Рудольфио» Валентина Распутина.

Главные герои нового спектакля — любовь и время. Родион Овчинников решил вернуть нижегородских зрителей на 30–40 лет назад в советскую эпоху, когда, по словам режиссера, отношения между мужчиной и женщиной были чище и проще. Перед началом работы он просматривал Вампилова, Володина, Розова, Арбузова и других авторов, старался подобрать произведения, где главными действующими лицами были бы двое самых обычных людей, стремящихся друг к другу в желании найти свою половину.

Постановка «Три романса о любви» объединила три разножанровые истории. Героиня первой по пьесе Петрушевской «Любовь»– библиотекарь Светлана, которая живет в ожидании светлого чувства и однажды находит ее в виде бывшего сокурсника Толи — спустя долгие годы разлуки он звонит ей и делает предложение руки и сердца. Света соглашается, однако впервые видит своего жених только в загсе, а вечером в разговоре наедине выясняет, что Анатолий не любит ее, поскольку вообще не способен на это чувство.

Совсем другая история разворачивается в новелле «Пришел мужчина к женщине», которая больше напоминает фарсовую комедию. Дина Федоровна и Виктор Петрович по-разному переживают свое одиночество, однако оба решаются на знакомство по объявлению. Немного нелепые, заочно сосватанные, они уже при первой встрече готовы связать друг друга узами брака. Им обоим уже не двадцать, и обоим уже не так важна красота внешняя, главное, чтобы было с кем поговорить.

Пронзительной кульминацией предстает третья история любви по рассказу «Рудольфио». Сюжет ее скорее фантастический, а чувства, возникающие между героями, с самого начала не имеют будущего. 28‑летний Рудольф знакомится с 16‑летней школьницей по имени Ио. Так, кстати, звали нимфу из древнегреческих мифов, которую сгубила любовь. На пути к их чувству становятся многочисленные табу советского периода: Рудольф женат, между ними большая разница в возрасте. Однако это не мешает Ио бороться за свою любовь, которой она придумала название из соединения их имен — «Рудольфио».

Время представлено на сцене декорациями, созданными главным художником театра драмы Борисом Шляминым. Старые лестничные решетки, советская мебель, которую можно было встретить в каждой хрущевке, тем не менее создают атмосферу уюта и тепла. Вместе с тем немного сюрреализма декорациям добавляют свисающие с потолка телефонные трубки как символ душевных терзаний наедине с телефоном. Музыкальное оформление спектакля, выбранное Родионом Овчинниковым, тоже из того времени: городские романсы Булата Окуджавы, любовные баллады Шарля Азнавура и Мирей Матье, Адриано Челентано и Стинга, — знаковые вещи, на которых выросло целое поколение. Дата премьеры тоже знаковая — когда, как не накануне Дня всех влюбленных, отправиться вдвоем на «Три романса о любви»?

Текст: Алина Мазина
Фото: Роман Бородин