02.09.2014.

Мухина Ирина: "Нижний Новгород. Секреты одного квартета", 02.02.2014.

Известный испанский драматург и сценарист Жорди Гальсеран перевел для своих соотечественников «Ревизора» Николая Гоголя. Этот факт представляется примечательным после просмотра нижегородской постановки  популярной ныне пьесы самого каталонца - «Метод Гронхольма»Нижегородский академический театр драмы - один из пионеров ее сценического прочтения в России - представил премьеру.
Как и у Гоголя, у Гальсерана происходит в широком смысле ревизия социальных и человеческих отношений. Только русский гений почти два века назад еще смеялся сквозь слезы, обнаруживая под масками «свиные рылы вместо лиц». Нашему современнику не до анекдота, жанр он выбирает совсем иной, да и разоблачает скорее самих разоблачителей.
...Типичная для нового тысячелетия и универсальная для любой страны ситуация тестирования. Четверо претендентов на одну заветную должность в крупнейшей международной фирме собраны вместе, чтобы пройти ряд испытаний. Что-то вроде ролевых игр, модных и, вроде бы, безобидных. Только игра оказывается двойной. Настоящий спектакль хладнокровно разыгрывается ради «сканирования» единственного экзаменуемого. Остальные трое на самом деле - замаскированные экзаменаторы. Лицедействующие психологи фирмы в упоении от метода шведа Гронхольма. Ведь он позволяет с нордическим хладнокровием буквально содрать - слой за слоем -  наращенный индивидом панцирь и докопаться до его уязвимой сердцевины. Зачем? Что за вопрос! Этой сердцевины быть не должно. Успешен лишь тот коммерсант, в ком цинизм добычи сверхприбыли и составляет суть. Как говорит Мерседес, лидер виртуозной тройки: «Нам нужен не порядочный мужик, прикидывающийся сукиным сыном, а сукин сын, похожий на порядочного человека».
Фернандо (Николай Игнатьев) поначалу и представляется таким -  готовым на все. Но очередной маневр коварного тестирования обнаруживает-таки в нем глубоко запрятанный комок страдающей души. Ощущение вины, комплексы и фобии, сердечные раны запульсировали вдруг живой болью от последнего удара бестрепетно бьющего в цель Метода. Вердикт один: Фернандо - слабак, не годен в ряды новой расы менеджеров-манипуляторов.
В искусно выстроенной почти детективной шараде драматург сумел выразить некоторые существенные тревоги и предощущения. Куда ведет дегуманизация деловых отношений? Не вырождается ли наша цивилизация в некую глобальную «фирму», бесстрастные топ-менеджеры которой, если надо, выбракуют целые нации из-за их «несовершенств»? До таких вопросов при желании можно докопаться в материале. Впрочем, режиссер Александр Сучков, заслуженный артист России, не идет столь далеко. Пожалуй, его в большей степени  интересует само раскрытие сути подвергшегося ревизии персонажа. Только, в отличие от действующих в пьесе экзаменаторов, автор спектакля дорожит итогом «разоблачения» живой подоплеки Фернандо. Вместе с заслуженным артистом России Николаем Игнатьевым постановщик пробует добиться апофеоза высвобождения человеческого в человеке.
Поворот, достойный лучших традиций отечественного театра, не только психологически достоверного, но обязательно гуманистичного. Вполне ли убедительным получился этот русский метод в отношении испанского «Метода»? Пьеса Гальсерана при классичной ясности структуры крайне сложна по актерским задачам. Действие в пределах одной комнаты рискует обернуться монотонным курсированием персонажей по авансцене. Требуется немалая режиссерская изобретательность и сильнейшая энергетика взаимодействия странного квартета героев, чтобы все не выглядело статичным.
Изначально задать необходимое напряжение спектаклю не вполне удалось. Хотя приемы саспенса прямо-таки просились в такой материал, на подмостках ни музыка, ни световые, ни звуковые эффекты не сработали в этом отношении максимально эффективно.  Особенно неудачно использован видеоряд на заднике. Его образные возможности, эмоциональное воздействие, которые сыграли бы на атмосферу загадки и тревоги, нагнетание драматичности, свелись к наивному иллюстрированию. 
Получается, на актеров обрушился весь тяжкий груз ответственности за внимание и сочувствие публики. Материал ежеминутно тестирует их на способность быть достоверными, интригующими, выразительными, на свободу действия в запутанном сюжете с его обманчивой стихией игры в игре. Наиболее органичен и убедителен  Алексей Хореняк в образе Энрике. Яркую рокировку своего фальшивого «претендента»  - от простодушного симпатяги и недотепы к зловещему экзаменатору - заслуженный артист России проводит виртуозно.  В нем в последнее время стало проявляться отрицательное обаяние, что вместе с лукавой характерностью, к которой мы давно привыкли, дает интересный эффект. Этим и воспользовался Александр Сучков.
Находят точные краски для той и другой ипостаси своих двуличных «ревизоров» Анна Сучкова(Мерседес) и Валентин Ометов (Карлос). Первая в истинном обличье исповедницы метода Гронхольма становится только жестче - просто фюрер в юбке. Второй, избавившись от первоначальной маски, демонстрирует другую, уже собственную, слабость  - собачью преданность лидеру.
Самое сложное перерождение выпало воплотить Николаю Игнатьеву. Его Фернандо -  единственный искренний человек в этой компании фальшивок. Поначалу отталкивающе грубый, бессовестный,  в финале он должен вызвать горячее сочувствие как личность, пережившая мощный катарсис и заново обретающая подлинное достоинство честности перед собой. Вот такие психологические качели! Пожелаем замечательному артисту достичь максимальной амплитуды в этом сложнейшем эмоциональном движении. Он на верном пути.
Впервые за последние годы труппа Нижегородского академического театра драмы, благодаря интересной пьесе Жорди Гальсерана, рискнула потрудиться на непривычном для нее жанровом поле. Опыт, без сомнения, полезный и для артистов, и для режиссера. Александр Сучков, прежде больше известный нижегородским театралам камерными работами, вышел на большую сцену, сделав шаг достойный. В «Методе Гронхольма» постановщику вместе с исполнителями удалось создать нечто большее, нежели занимательный сюжетный ребус с неожиданной развязкой. В спектакле зазвучала тема ревизии жизненного выбора человека. Стоит ли поддаваться манипулированию, тем более - прагматично манипулировать собственной сущностью? Ответ на этот актуальнейший вопрос отчасти и раскрывается вместе с секретами странного квартета.
Ирина МУХИНА
Фото Георгия АХАДОВА