05.05.2014.

Татьяна ПОГОРСКАЯ: "«Опера» по-нижегородски фонтанирует сюрпризами", 03.05.2014.

- Потрясающий спектакль! Актеры превзошли себя! А какая музыка…
- Не в свои сани сели. То ли дело русская классика - вот для нашей драмы беспроигрышный вариант…
- Нет, что ни говори, а очень резвое представление получилось…

И это все о ней, об «Опере нищих» - очередной премьере Нижегородского государственного академического театра драмы имени М.Горького. Поставил ее Вадим Данцигер - главный режиссер театра.
Самые разные, порой противоречивые, отзывы об этом спектакле можно услышать от нижегородских театралов. Но наверняка большинство из них согласятся с тем, что новая работа драматического театра - еще одно подтверждение того, что у актеров очень широкий диапазон. В том числе и музыкальный: они и пластичны, и поют.

Разумеется, по большому счету «Опера нищих», поставленная по пьесе английского комедиографа XVIII века Джона Гея, не опера. О чем, кстати, гласит афиша.

- Законы оперы мы нарушаем, - сказал на пресс-конференции режиссер. - Эта постановка - и не мюзикл, не комедия, не музыкальная драма. Ее сложно подвести под конкретный жанр. Наш театр соскучился по музыкальному материалу, эксцентричной эстетике, ярким театральным формам. Вот мы и решили поэкспериментировать, «похулиганить». Вдохновила идея сделать зрелищный спектакль, поразмышлять в нем на темы нашей жизни…

А темы эти вечные - любовь, предательство, социальная несправедливость, коррупция в кругах власть имущих, разбой, грабеж в низших… Герои спектакля - воры и проститутки. Лишен ценных нравственных качеств даже самый привлекательный из них - главарь бандитской шайки Макхит. К слову сказать, эта роль обаятельного негодяя с блеском сыграна заслуженным артистом России Александром Сучковым.

А как повезло артистам, которые исполняют в спектакле не одну роль! Вот уж показали себя во всей красе. Сергей Кабайло, Евгений Зерин, Артем Прохоров, Иван Старжинский, Павел Ушаков, Александр Лапшов являются перед зрителями то разбойниками, то разодетыми в пух и прах девицами легкого поведения. Это по их знаку констебль арестовывает Макхита.

Заслуженные артисты России Сергей Блохин и Алексей Хореняк тоже ведут «двойную игру». Так можно сказать о них не только потому, что играют по две роли. В прологе спектакля один из них - нищий актер, предлагающий свою пьесу для постановки. Второй - директор театра. А вот те же актеры совсем в другом обличии: Пичем и Локит - люди, развращенные деньгами, властью. Они коварны и лицемерны. Так, к примеру, скупщик краденого Пичем подвизается в двойном качестве: то поощряет мошенников, поскольку живет за их счет, то выдает их ради наживы правосудию. Словом, отвратительный тип. Но как эффектно смотрятся на сцене и он, и его расторопная циничная женушка миссис Пичем (заслуженная артистка России очаровательная Елена Суродейкина)!

Дело тут, разумеется, не только в темпераментной игре актеров. Спектакль воспринимается с удовольствием и по многим другим причинам. Например, несомненная удача - художественное оформление (работа Андрея Климова). Визуальная стилистика представления - истлевший гламур: оригинальные костюмы и платья а ля XVIII век, декорации-трансформеры, старинные гравюры, на фоне которых развиваются события... Словом, чувствуется дыхание времени.

Одна из самых ярких «красок» спектакля - музыкальная. Более тридцати вокальных номеров написал к нему заслуженный работник культуры России Михаил Хейфец. Актеры поют не под фонограмму, а «живьем» во многом благодаря специальной подготовке и специальному оборудованию. А уж как отплясывают!

Пожалуй, наиболее эксцентричные номера у представительниц прекрасного пола. Исполнительницы ролей соперниц Полли Пичем и Люси Локит, а также сводни Дианы Хапп - актрисы Маргарита Баголей, Екатерина Суродейкина, Мария Мельникова, Диана Кононенко, Вероника Блохина - так энергичны, пластичны, играют с таким пылким темпераментом, что, как говорится, любо-дорого посмотреть.

Есть у нижегородской «Оперы нищих» и другие плюсы. К криминальному миру, который вовсю «резвится» на сцене, как и автор пьесы Джон Гей, так и создатели спектакля подходят с «обеззараживающими» средствами - юмором и сарказмом. А вот многих зрителей те, кто работал над представлением, похоже, заразили своим энтузиазмом, интересом, любовным отношением к литературному и музыкальному материалу. Заинтересовали неожиданными художественными приемами и решениями. Все это, согласитесь, приметы настоящего театрального искусства.

 

Татьяна ПОГОРСКАЯ.

Фото Георгия Ахадова.


Газета "Автозаводец" №49 (20699) от 03.05.2014 г.