19.12.2013.

Ольга Севрюгина: "Офисный триллер"

Под конец года театр драмы сделал своим поклонникам отличный подарок — премьеру спектакля «Метод Гронхольма» по пьесе Жорди Гальсерана. Со дня выхода в печать пьеса постоянно в центре внимания. По ней уже снят фильм, поставлены спектакли во многих странах, и вот она в Нижнем!
Сюжет вроде бы прост. Собеседование при приеме на работу оборачивается утонченной интеллектуальной игрой, которая раскрывает тайны жизни каждого из соискателей высокой должности. Жизнь этой пьесе дали найденные в мусорной корзине анкеты претендентов на соискание вакансии с нестандартными пометками кадровика на полях, трансформировавшиеся под пером каталонского драматурга в сложную, увлекательную, а местами просто безжалостную пьесу.
Перед нами офис крупного холдинга, благородный черно-бело-красный хай-тек — изысканная сценография Бориса Шлямина. Четыре претендента на руководящую должность в международной фирме собрались на групповом собеседовании, обычном для крупных компаний. Причем собеседование это они должны провести сами с собой. Цель — оценить, насколько соискатели готовы поступиться моралью для достижения как личного успеха, так и для процветания фирмы. Чем может расплатиться человек за право быть успешным? Шантаж, моральный прессинг, провокация, унижение — всё идет в ход в этой иезуитской проверке.
Режиссер спектакля Александр Сучков в лучших традициях психологического детектива филигранно нагнетает обстановку. Смена настроений героев неуловима и точна в мельчайших деталях. Великолепно подобранная музыка идеально дополняет происходящее на сцене. Диалоги героев то изощренно-жестоки, то переливаются всеми гранями юмора. Смех в зале сменяется гробовой тишиной. Психологическое мастерство автора до тонкостей проанализировано режиссером и великолепно разыгрывается четверкой актеров. Им удается постоянно держать внимание зрителя пьесой, состоящей из диалогов, причем до конца сохраняя интригу.
Фернандо Николая Игнатьева поражает своим апломбом, над его остротами хохочет весь зал, и тут же веселость смывается волнами то презрения, то сочувствия. Яркий, эксцентричный и многогранный актер создал убедительный, цельный образ: десятки подобных героев можно встретить в сегодняшних офисных стеклянных башнях. Вот неуверенный в себе Энрике (Алексей Хореняк) — моментально проникаешься сочувствием к его герою, этакому добродушному рохле и неудачнику в стиле ришаровского Франсуа Перрена, вдруг раскрывающемуся с самой неожиданной стороны. Мерседес Анны Сучковой — пример карьеристки, готовой ради повышения по службе поставить на кон здоровье и жизнь матери. Чувства ее героини не просто глубоко скрыты, но защищены панцирем офисной брони и вырываются наружу только в самые напряженные моменты. Внутренняя борьба Мерседес происходит на глазах у зрителей. Постоянно меняющийся Карлос Валентина Ометова умудряется убедить коллег и зрителей в том, что, даже сменив пол, хороший сотрудник останется хорошим сотрудником! Причем юмор ситуации мягко вытесняется глубокими размышлениями о предназначении человека и его жизни. Передать характер, отразить темперамент, изменчивость человека под влиянием обстановки — всё это мы видим на сцене в лучших традициях психологического театра. Крутые повороты сюжета и нестандартные логические ходы делают спектакль динамичным и стремительным, хоть его действие и не выходит за рамки комнаты переговоров.
Остаться порядочным или преуспеть, получить престижную работу или быть самим собой — каждый должен сам решить этот вопрос в мире, где место и власть получают самые бессовестные. Плюнуть в душу, перешагнуть через собственные принципы, предать и опорочить ближнего — часто сегодня успех требует от человека именно этого. Так стоит ли потерять себя, чтобы править миром?
 
фото: Георгий Ахадов